Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Всероссийская перепись населения

История переписей

Начало учета населения на территории России относится к IX веку (Киевская Русь, Новгород). Учет населения велся с фискальными целями (для податного обложения). Раньше переписи не преследовали широко поставленных социологических целей.
В 1718 году указом Петра I было положено начало подушным переписям. В отличие от современных переписей ревизии тех времен преследовали главным образом фискальные цели. Они не были всеобщими - женщины, а также лица из "неподатных" сословий не учитывались.
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи проводилась в 1897 г. Это была первая в России перепись современного типа - всеобщая, одномоментная, не преследующая фискальных целей, проводимая на научной основе.
Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист. Ответы в переписной лист заносили счетчики, их было примерно 150 тысяч человек. Многие представители творческой интеллигенции согласились тогда работать бесплатными счетчиками.
Вторая перепись состоялась в России в 1920 г. в условиях послереволюционной разрухи хозяйства и перемешанности населения. По оценкам организаторов переписи, было переписано не более 75% населения. Население временно неконтролируемых советским правительством областей (Белоруссия, Крым, Закавказье, Дальний Восток, часть Туркестана и др.) не учитывалось.
Первая Всесоюзная перепись населения состоялась в 1926 г. Ее отличала не только продуманная методика получения сведений, но и богатство собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях.
Далее переписи предполагалось проводить с десятилетним шагом. Перепись 1937 г., по мысли советского государства, должна была подтвердить серьезные успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах. Однако результаты переписи показали существенное уменьшение прироста населения, произошедшее в результате убыли населения 1920 - 1933 гг., а также довольно низкий уровень грамотности и сравнительно высокую долю верующих людей. Обнародование подобных результатов в годы существования тоталитарного режима было невозможно. Перепись была признана дефектной, ее организаторы подверглись репрессиям. Точность учета населения в 1937 г. была доказана лишь в начале 90-х годов.
После признания недействительности переписи 1937 г. возникла необходимость в новых переписных мероприятиях. Перепись 1939 г. прошла при жестком контроле властей, но и она не дала желаемой численности населения СССР.
Первая послевоенная перепись состоялась в 1959 г. Задержка, видимо, объяснялась экономическими трудностями, которые постигли государство за годы Великой Отечественной войны.
Последующие переписи стали более регулярными, их проводят раз в десять лет. В обработке материалов переписи 1970 г. впервые были использованы электронно-вычислительные машины.
Переписи 1989 г. суждено было стать последней переписью СССР. В нее впервые были включены вопросы о жилищных условиях граждан. Разработка материалов переписи завершилась в конце 1990 г. Итоги переписи по Российской Федерации были опубликованы в 11 томах в 1991 - 1993 гг.
Всероссийская перепись 2002 г. была подготовлена и проведена с учетом отечественного и зарубежного опыта, широких научных обсуждений, рекомендаций ООН и других международных организаций. Программа Всероссийской переписи населения 2002 г. состояла из программы сплошного наблюдения и программы выборочного наблюдения, а также вопросов для лиц, временно находившихся в Российской Федерации
В 2004 г. итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. опубликованы в виде печатных изданий и размещены на компакт - дисках в количестве 14 томов.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7-р в октябре 2010 года будет проведена Всероссийская перепись населения.
Программа Всероссийской переписи населений 2010 года в целом сохраняет преемственность с Программой Всероссийской переписи населения 2002 года. В тоже время, исходя из современной потребности в информации, она содержит новые вопросы. Например, для изучения потенциала специалистов высшего уровня и научных кадров введены ступени высшего профессионального образования: бакалавр, специалист, магистр, а также вопрос о наличии ученой степени - кандидат наук, доктор наук. Для получения более полных сведений о занятости населения включен вопрос о вторичной занятости. Введен вопрос об указании основного источника средств к существованию для лиц, имеющих несколько видов источников доходов. При этом перепись не изучает размер дохода.
Другой, не менее интересной новацией станет обследование маятниковой миграции, "Маятниковыми мигрантами" называют людей, которые живут в одном населенном пункте, а работают или учатся в другом. Обследование маятниковой миграции не затронет школьников. Полученные сведения исключительно важны для корректировки планов развития отдельных регионов и населенных пунктов, включая создание новых рабочих мест и совершенствование транспортной инфраструктуры.


Значение переписи

Значение переписи для социально-экономического развития страны трудно переоценить. Данные переписи жизненно необходимы при планировании рынков труда и жилья, при составлении бюджета, в транспортной политике, в электроэнергетике, в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования, в области языковой и религиозной политики.
Одним словом везде, где возможен прогноз на будущее, где необходимо планирование, без результатов переписи просто не обойтись. Инвестиционная политика государства в не меньшей степени зависит от достоверных сведений о населении страны. Данные переписи играют важную роль в информационной поддержке деятельности по привлечению в регион новых инвестиций. Они позволят предоставить инвесторам отвечающую международным стандартам информацию об основных характеристиках трудовых ресурсов региона и его потребительского рынка. Сегодняшняя тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся на многих промышленных предприятиях, сможет разрешиться лишь с привлечением капиталов и инвестиций, в том числе иностранных. Данные переписи будут использоваться для обеспечения снижения рисков предпринимателей при вложении средств в развитие регионов. Данные переписи позволят также уточнить численность экономически активного населения, в зависимости от чего будут рассчитываться статьи бюджета, связанные с налоговыми поступлениями или неналоговыми доходами, размер потребительской корзины (на территории каждого региона он свой), минимальная заработная плата и т.д.
Перепись позволит получить информацию о том, какая часть населения живет благодаря самозанятости (приусадебное хозяйство, мелкий бизнес), а какая имеет дополнительные приработки по второму месту работы. Важно также получить сведения о том, сколько жителей хотя и не зарегистрированы в качестве официальных безработных, но в соответствии с критериями Международной Организации Труда квалифицируются как таковые. Информация такого рода позволит наладить работу местных служб занятости, сделать ее более эффективной, а также спрогнозировать возможные перспективные направления трудоустройства населения каждого конкретного района.
Сегодня в большинстве регионов России значительная по масштабам безработица сочетается с нехваткой кадров на многих предприятиях. Необходимо как можно скорее создать систему подготовки и переподготовки работников, способную быстро адаптироваться к потребностям регионального рынка труда. Сегодня профессиональные училища, колледжи и вузы остро нуждаются в надежном прогнозе потребности экономики страны в кадрах. От правильного выбора групп специальностей высшего или среднего образовательного учреждения зависит перспектива дальнейшего трудоустройства его выпускников, а как следствие и престижность обучения в нем. Перепись населения позволит получить данные о структуре занятий населения, что поможет спрогнозировать и регулировать в дальнейшем процесс подготовки и переподготовки кадров в регионах. Итоги переписи станут также надежной основой для планирования развития системы общего школьного образования. На их основе будут определяться потребности того или иного региона в учителях, учебных помещениях, детских садах и прочих атрибутах, необходимых для того, чтобы наши дети получали хорошее образование и могли с уверенностью смотреть в будущее. Ведь именно качественное образование, полученное человеком сегодня, - есть залог успешного развития государства завтра. Если мы сегодня не создадим потенциал по выращиванию квалифицированных конкурентоспособных кадров, то завтра Россия окажется "отброшенной" на столетия назад. Без точного прогноза численности детей каждого возраста в каждом населенном пункте техническая база для получения хороших знаний не будет достаточной.
По данным многочисленных исследований, жилищный вопрос неизменно оказывается среди проблем, в наибольшей степени беспокоящих российских граждан. Результаты переписи позволят составить достоверное представление о жилищных условиях населения - площади их домов и квартир, числе жилых комнат в них, благоустройстве помещений. Именно поэтому при определении потенциальной структуры спроса на квартиры с различным числом комнат и разнообразной планировкой весьма полезными окажутся данные переписи о распределении населения по размеру и составу семей.
В России, как и во многих европейских странах, многие браки и разводы уже не регистрируются. При проведении переписи состояние в браке будет определяться не по документам, а со слов опрошенных. При разработке семейной политики это позволит опираться на реальные представления о современной семье, что является гораздо более правильным подходом. В связи со сложной демографической ситуацией, ростом числа малообеспеченных семей, широким распространением социального сиротства, во многих регионах России разрабатываются программы помощи семье. Перепись позволит получить данные, необходимые для информационного обеспечения таких программ: как распределяются семьи по размеру и составу, в какой части семей имеются серьезные проблемы с занятостью, жилищные проблемы. Перепись также позволит выяснить, какая часть детей посещает дошкольные учреждения, а какая не.
Значительную часть населения любого региона нашей страны составляют люди пенсионного возраста. Перепись является единственным источником данных, дающим комплексную характеристику людей данной возрастной группы. Данные переписи позволяют судить о том, сколько людей пенсионного возраста проживает в семьях, а сколько одиноки, в каких отраслях экономики заняты те, кто, перейдя границу трудоспособного возраста, продолжает работать. Данные переписи помогут в оценке числа семей, особо нуждающихся в социальной защите. Это позволит рассчитать объем средств, необходимых для реализации мероприятий по социальной поддержке малоимущих групп населения.
Обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что несмотря на отсутствие прямой связи между социально-экономическим развитием и изменениями в численности, составе, характеристиках населения, эти звенья связи при наличии правильного политического и социально-экономического подхода могут служить взаимному укреплению, а эффективное использование человеческого потенциала может способствовать экономическому росту страны в целом.

Основные принципы

Всеобщность охвата населения переписью. Надо учесть каждого жителя без исключения (но и без двойного счета) независимо от пола, возраста, наличия права на проживание в данной местности и в данном жилище.
Непосредственное получение сведений от населения путем опроса конкретных людей.
Самоопределение людей при ответах на вопросы. Это означает, что перепись проводится только по ответам самих опрашиваемых без предъявления ими документов;
Конфиденциальность сообщаемых населением сведений. Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования официальной статистической информации», т.е. публикуются только в виде сводных данных. Не публикуются никакие данные об одном определенном человеке, семье или домохозяйстве. Никто из лиц, проводящих перепись, не имеет права разглашать персональную информацию согласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».


Основные понятия

Лица, подлежащие переписи населения – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств (статья 4 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения»).

Единица наблюдения переписи населения – домохозяйство. Под домохозяйством понимаются лица, проживающие в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающие себя продуктами питания и другими необходимыми средствами существования, объединяя полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять из одного человека.
Домохозяйства подразделяются на частные домохозяйства, коллективные домохозяйства и домохозяйства бездомных.
К частным домохозяйствам относятся домохозяйства, проживающие в жилых помещениях-квартирах, индивидуальных домах, общежитиях, других жилых помещениях, приспособленных для жилья.
К коллективным домохозяйствам относятся лица, постоянно живущие в учреждениях социального и медицинского обслуживания, в казармах, местах заключения, религиозных организациях.
К домохозяйствам бездомных относятся лица без определенного места жительства (не имеющие жилья).

Метод проведения переписи населения. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица.
Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления (статья 6 Федерального закона от 25 января 2002 года №8 –ФЗ «О всероссийской переписи населения»).
Население переписывается по месту своего постоянного жительства, которым является населенный пункт, дом, квартира, комната, где опрашиваемый обычно проводит большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован.

Категории населения, подлежащие переписи населения

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «О всероссийской переписи населения»: «1. Всероссийской переписи населения подлежат:

  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации;
  • Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

1. При Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются жители России, включая временно отсутствующих, по месту их постоянного жительства. Постоянным местом жительства, как правило, считается, тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проводит большую часть своего времени постоянно. Это место может совпадать или не совпадать адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Кроме того, при Всероссийской переписи населения 2010 года учитываются отдельно:

  • граждане Российской Федерации, находящиеся за рубежом в длительных служебных командировках по линии органов государственной власти вместе с членами их домохозяйств;
  • лица, временно находящиеся на момент переписи на территории России, но постоянно проживающие за границей;
  • лица, которые отсутствуют в стране 1 год и более, рассматриваются как длительные мигранты и в численность населения страны не включаются.


Ссылки на сайты и телефоны

www.perepis-2010.ru
http://www.oblstat.yar.ru/default.aspx

Телефон уполномоченного органа в Переславском муниципальном районе по подготовке к ВПН-2010 - 3-17-52